Блог

Статья 12.8. КоАП РФ

Статья 12.8. КоАП РФ

«Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»

Это, пожалуй, самая неприятная для водителя и сложная в работе статья Кодекса об административных правонарушениях. В настоящее время государством уделяется особое внимание к рассмотрению дел по данной статье, т.к. управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения несет большую опасность жизни и здоровью граждан. Правонарушения по статье 12.8 КоАП, в основном происходят по ч.1, по которой предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Государство максимально строго подходит к применению наказания по данной статье, т.е., помимо штрафа в 30 000 рублей, предусмотрен так же один из самых строгих видов ответственности для данной группы правонарушений - именно лишение права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2-х лет.

Тут нужно обратить внимание, что законодатель не позволяет применять одно из двух перечисленных видов наказаний, применению подлежат оба вида ответственности одновременно. И как бы ни надеялся правонарушитель на снисхождение суда, суд, формально, не имеет законных оснований привлечь по этой статье к ответственности, например, в виде только штрафа, или предупреждения, или какой либо другой меры. Так же суд не может привлечь виновника к более «легкой» ответственности, «простить» виновника, оправдать его действия или ограничиться предупреждением.

Ответственность правонарушителя однозначно прописана в санкции статьи - наложения административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

По-другому быть не может.

После вынесения решения суда о лишении прав и вступления его в законную силу, правонарушитель должен будет сдать водительское удостоверение в территориальные органы ГИБДД. Только с этого момента начнет истекать срок лишения прав. Т.е., если правонарушителя лишили прав на два года, то двухлетний срок окончится ни с даты вынесения решения суда, ни с даты вступления его в законную силу, а с даты сдачи водительского удостоверения в органы ГИБДД. Только после истечения этого срока правонарушитель сможет пересдать экзамены в МРЭО и подать документы на выдачу прав.

ВАЖНО: Срок наказания начинает течь исключительно с даты сдачи водительского удостоверения в территориальные органы ГИБДД. Если удостоверение не сдано, срок течь не начинает.

Стоит отметить, что в соответствии с п.1 ч.4 ст.32.6 КоАП после истечения срока лишения прав, водительское удостоверение возвращаются только после проверки знания Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения. Т.е. вернуть права можно только после обязательной пересдачи экзамена по теории.

Как видим, привлечение к ответственности по статье 12.8 КоАП, сулит правонарушителю массу проблем, как в настоящем, так и в будущем. Однако, всегда ли НЕвозможно избежать ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения? Всегда ли гарантировано лишение прав в данной ситуации, ведь обстоятельства часто бывают неоднозначные? Является ли мнение сотрудников ГИБДД и составленный ими протокол «бесспорным» аргументом для вынесения решения? Ответ на эти вопросы зависит всегда от реальных обстоятельств дела.

Давайте разбираться.

Человек, гражданин, водитель, при управлении транспортным средством должен соблюдать Правила дорожного движения и ряд других законодательных актов. В свою очередь сотрудники ГИБДД, в своей работе так же должны руководствоваться определенными нормативными актами и внутренними правилами и соблюдать их. Это и КоАП, и Постановление Правительства РФ от 21 октября 2022 г. N 1882 "О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения", а также ряд иных Законодательных актов, внутренних Инструкций и приказов.

В случае нарушения сотрудниками ГИБДД порядка оформления правонарушения, не соответствия их действий Закону или нарушений законодательства, протокол который составляется и передается в суд, не сможет являться допустимым доказательством по делу, а как следствие, суд не сможет на основании этого документа привлечь Вас к ответственности в виде лишения прав.

Так, в соответствии со ч.3 ст. 26.2 КоАП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Такая правовая позиция закреплена также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором говорится, что «При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).»

Т.е., простыми словами, не достаточно иметь доказательство, а оно должно быть еще и получено законным путем.

Кроме того, не стоит забывать, что как и в других отраслях права, в делах об административных правонарушениях действует общее правило презумпции невиновности. В соответствии (ст.1.5 КоАП ).

Так как же, «правильно» и в соответствии с Законом, должен вести себя сотрудник ГИБДД при проведении проверки и оформлении материала, в случае управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения? В каком случае составленный им материал будет являться законным и допустимым доказательством по делу?

Правильный порядок действий:

1. После того, как сотрудник ГИБДД остановил транспортное средство, проверил документы водителя и у него закрались подозрения о том, что водитель автомобиля не трезв или находится в состоянии наркотического опьянения, сотрудник ГИБДД должен отстранить водителя от управления транспортным средством. Отстранение происходит в случае, если в отношении водителя имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения (ст.27.12 КоАП). Достаточными основаниями, в соответствии с п.2 ч.1 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 N 1882, являются:

- запах алкоголя изо рта;

- неустойчивость позы;

- нарушение речи:

- резкое изменение окраски кожных покровов лица;

- поведение, не соответствующее обстановке

Для отстранения достаточно одного из указанных оснований.

Кроме этого, в соответствии с правилами закрепленными в КоАП, необходимо присутствие двух понятых, которым разъясняются права, и в их присутствии составляется протокол об отстранении от управления транспортным средством. До настоящего момента не может быть и речи о том, что бы дуть в «трубочку» или проходить медицинское освидетельствование.

2. После отстранения от управления транспортным средством, проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, но перед ним, сотрудник ГИБДД должен разъяснить Вам порядок действий, которые он собирается осуществить, ознакомить Вас с документами о поверке алкотестера, которым он собирается провести освидетельствование, сообщить о возможной погрешности. Это все, впоследствии, указывается в документе, который называется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Данный акт составляется после проведения самого освидетельствования.

3. Составление акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения производится так же в присутствии двух понятых, им опять же разъясняются права и суть происходящего, они должны присутствовать при проведении данной процедуры и фиксировать то, что действия сотрудников ГИБДД соответствуют тому, что они излагают в оформляемых документах. В акт так же заносятся данные о поверке, дате поверки, модели прибора, которым проводится освидетельствование, о его возможной погрешности и ознакомлении с этими данными водителя.

4. Следующий шаг не всегда является необходимым. Это направление на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Происходит это не всегда, а только в случаях предусмотренных п.1.1 ч.1 ст.27.12 КоАП, п.8 ч.3 Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 N 1882 и Приказа Минздрава России от 18.12.2015 N 933н. Такими случаями являются:

- Отказ лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

- Несогласие лица с результатами освидетельствования;

- Наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

О направлении на медицинское освидетельствование так же составляется протокол. Он составляется по тем же правилам. В присутствии двух понятых с разъяснениям им их прав. Понятые фиксируют соответствие обстоятельств тем, которые указаны в протоколе.

Как мы видим, оформление правонарушения связанного с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, это длительны во времени процесс. Составление всех необходимых документов, с технической стороны, всегда имеет соответствующие временные интервалы. Подписание составленных сотрудниками ГИБДД документов понятыми и водителем, тоже происходит не одномоментно, «пачкой», а должно происходить по мере их составления (написания), с соответствующими временными интервалами, необходимыми для технической подготовки следующего документа, составляемого по результатам следующего процессуального действия. Процесс оформления имеет ряд обязательных требований со стороны закона и состоит из нескольких этапов. Несоблюдение этих, установленных законом требований, может привести к тому, что они будут признаны недопустимыми доказательствами по делу или полученными с нарушением требований закона, что в свою очередь будет являться нарушением ч.3 ст. 26.2 КоАП.

Кроме того, само проведение медицинского освидетельствования в медицинском учреждении тоже строго регламентированный процесс, который должен соответствовать Приказу Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", а также иным нормативно правовым актам. В случае нарушения требований Закона при проведении медицинского освидетельствования, его результаты так же могут быть признаны недопустимым доказательством по делу.

5. Последним документом. Который составляется сотрудниками ГИБДД, является протокол, об административном правонарушении. Он составляется на основании описанных выше процессуальных документах и, по сути, обобщает все данные полученные в ходе проверки. Поскольку протокол составляется на основании именно этих документов, то в случае признания какого либо из них не законным или составленным с нарушением закона, судом под сомнение должна быть поставлена и законность самого протокола об административном правонарушении, который является основным доказательством по делу. Поэтому, при наличии в деле незаконно составленного протокола, судья будет лишен возможности привлечь Вас на основании него к административной ответственности.

Проведение освидетельствования, направление на медицинское освидетельствование, а также само проведение медицинского освидетельствования, должны проводиться в соответствии с определенными правилами. При несоблюдении этих, можно говорить о незаконности действий сотрудников ГИБДД и, как следствие, о незаконности составленного протокола.

Сам по себе протокол, тоже должен соответствовать ряду обязательных требований определенных законном. Об этом говориться в ст. 28.2 КоАП. Так например в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В случае не указания этих данных, или указания не соответствующих действительности данных, протокол не может являться законным и приниматься как допустимое доказательство по делу.

Учитывая вышеизложенное можно прийти к выводу, что в случае, если при оформлении материала об административном правонарушении, сотрудники ГИБДД действовали не в таком порядке как описано выше, с нарушением закона или с наличием других злоупотреблений, то потенциальный правонарушитель имеет возможность остаться с «правами» и не быть привлеченным к административной ответственности.

Однако стоит учитывать, что законодательство об административных правонарушениях одно из самых сложных и «запутанных», а ответственность по данной статье довольно сурова. Что бы дать более точную оценку по перспективам дела, необходимо ознакомиться со всеми материалами дела имеющимися в суде. Описать в рамках статьи, все возможные «лазейки» и «превратности» законодательства не возможно. Тем более у правонарушителя на руках находится только часть документов. А вторая часть, находится непосредственно, в самом деле об административном правонарушении (в органах ГИБДД или суде), и на руки не выдается. Это могут быть и объяснения понятых, и рапорты сотрудников ГИБДД, прочие внутренние документы, изучение которых так же может подтверждать несоответствие определенных действий сотрудников ГИБДД соответствующим нормам права, что дополнительно может поставить под сомнение действительность и легитимность составленных ими документов.

В любом случае, для полноценной защиты по данной категории дел, необходима помощь квалифицированного юриста специализирующегося именно на делах об административных правонарушениях. Чем более ранней является стадия, на которой Вы обращаетесь к юристу, тем более Вы будете застрахованы от того, что Вы сами не наделаете глупостей, не подпишете не нужных документов, не дадите «плохих» пояснений. Тем больше будут Ваши шансы остаться с правами. Для результативной защиты Ваших прав, необходимо ознакомиться с материалами дела. Определить позицию защиты и решить, каким путем действовать: Подавать ли жалобу на протокол или действия сотрудников ГИБДД в вышестоящую инстанцию, возможно в Прокуратуру, или подготавливать позицию защиты и готовиться отстаивать свои интересы уже непосредственно в суде. Очень важно на начальном этапе понять правильный алгоритм действий, потому что именно на внесудебной стадии всегда закладывается фундамент для благополучной и результативной защиты в судебной инстанции.

В большинстве случаев, наши клиенты сами ухудшают свое процессуальное положение путем не своевременного обращения к специалистам и попыток решить вопрос самостоятельно, надеясь на - «я все объясню, меня послушают и простят».

НУЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К НАМ
Made on
Tilda