Блог

Завышенная цена на автомобиль

Вы приобрели автомобиль с техническими проблемами или по завышенной цене.

С чего все начинается?

Когда приходит время приобрести автомобиль или поменять свой более «старый» на более «свежий» человек обращается к интернету с целью поиска возможных вариантов.

Естественно, основным критерием для основной массы людей является цена. На цену, прежде всего, обращает внимание потенциальный покупатель. Поэтому, после того, как покупатель определился с маркой и моделью, прежде всего, он обращает внимание на те автомобили, которые имею более низкую цену. И окончательно останавливает свой выбор на тех вариантах моделей, которые имеют приемлемую цену (более низкую, чем по рынку) и хорошее качество, согласно описанию в объявлении.

Но… Об этом свойстве покупателей хорошо известно и продавцам. И любой продавец пытается привлечь клиентов именно в свой автосалон. А не совсем чистые на руку продавцы, не ограничивают себя в средствах никакими нормами морали. Поэтому именно на такую «рыбку» они расставляют «сети» в интернете.

Как это происходит?

В сети интернет, на продающих площадках, таких как avto.ru, avito и т.п. размещается объявление о продаже автомобиля. Не важно, какой марки и модели, размещается как можно больше марок и моделей. Существенное значение имеет только то, что подобные автомобили, при незначительном для своих лет пробеге, практически отличном техническом состоянии (согласно описанию в объявлении) имеют цену на 20-30% ниже, чем аналогичные на рынке. Это и есть «ловушка». Потому что на данной стадии, продавцу нужно только то, что бы на его объявление обратили внимание и позвонили ему. «Клюют» на это многие. Люди и с разным достатком, и с разными запросами, и из разных регионов. По личному опыту могу сказать, что порядка 60-70% попавшихся на эту «удочку» покупателей, это приезжие из регионов. Проживающие в Москве, как правило, уже что-то, где-то слышали о нечистых на руку продавцах, поэтому относятся немного более бдительно к таким покупкам. Хотя пострадавших среди них тоже очень много. Покупатели же из регионов, менее информированы о положении таких дел в крупных городах, поэтому видя объявления подобного рода, искренне в них верят, на что и делают расчет недобросовестные продавцы.

И вот, потенциальный покупатель выбрал подходящее объявление о продаже, автомобиль ему нравится, то, что хотел… Пробег, для таких лет не большой, технические характеристики в описании – супер… Цена ниже рынка на 40%. Звоним….

По телефону покупателю сообщают, что – да, в настоящий момент данный автомобиль пока имеется в продаже. Это автосалон. Поэтому, сейчас на него действует акционная цена, но акция вот-вот закончится. Кроме того по акции, при покупке, положены подарки. Бесплатные коврики, дополнительное оборудование, комплект шин или еще чего то. Предлагают приехать в автосалон в ближайшее время (пока действует акция), провести тест-драй, посмотреть и оформить покупку со скидками, которые пока есть.

Что происходит в автосалоне?

Потенциальный покупатель приезжает в автосалон в назначенное время. Объявление о продаже «хорошего» автомобиля за «маленькие» деньги сделало свое дело. Его задача была в том, что бы человек переступил порог автосалона.

А дальше начинается театр… С этого момента, как бы не представлял себе происходящее покупатель, все развивается не по его, а по их, заранее спланированному и многократно отработанному сценарию.

Немного забегая вперед, скажу, что 90% пострадавших покупателей проводят в автосалоне весь день. Приезжают люди, как правило, утром или в первой половине дня, до обеда. Но по независящим от них причинам, уйти из автосалона получается в 8, 9, а то и 12 часов ночи. Это не случайно, это часть спланированной игры.

Основная масса покупателей подобных автомобилей, это средний класс, не богатые люди, автомобиль им нужен в основном для работы, как средство передвижения. И приобретение его они рассматривают в приоритете в кредит, по возможности либо без, либо с минимальным первоначальным взносом.

В автосалоне ситуация развивается всегда в одном направлении, за исключением небольших отличий. Покупателю могут показать автомобиль, но сказать, что ему нужно сейчас сделать предпродажную подготовку, это займет какое-то время. Могут сказать, что в настоящий момент этого автомобиля нет, он в другом отделении автосалона и в ближайшие пару часов его привезут. Могут сказать, что он сейчас на техобслуживании перед продажей и на него устанавливается дополнительное оборудование. В общем, сказать могут, что угодно, но суть в том, что «…сейчас, пока у нас есть время, давайте перейдем к оформлению кредитного договора, потому что запросы мы будем делать в несколько банков, чтобы согласовать Вам минимальную ставку, а это тоже процесс не быстрый».

В идеале, конечно, с покупателя пытаются взять какую-то сумму предоплаты, или на предпродажную подготовку, или на оформление документов, или еще на что угодно – это не важно. Потому что человек, который внес 20 – 50 или 200 тысяч рублей, уже попадается на психологический крючок и им проще манипулировать в последствии.

Часто, в качестве первоначального взноса, у покупателя берут его автомобиль, якобы по программе Trade-in. Поэтому в момент ожидания решения по кредиту, происходит переоформление автомобиля покупателя, с него на продавца. При этом, в договоре, (который по факту является обыкновенным договором купли продажи, а не Trade-in) указывается в разы заниженная стоимость, вплоть до 1000р. Которую покупатель (автосалон) обязуется уплатить продавцу. Такую манипуляцию автосалон мотивирует тем, что покупателю будет предоставлена скидка в основном договоре, т.е. из стоимости приобретаемого автомобиля будет вычтена «реальная» стоимость автомобиля сданного в Trade-in.

Выглядит это конечно красиво и где-то даже убедительно, но по факту, с юридической точки зрения, клиент только что, продал автосалону свой автомобиль (который пусть примерно стоит 700т.р.) за 1000р. На этом все. Сделка состоялась. Сама по себе эта сделка самостоятельна и ни к какому Trade-in отношения не имеет.

А дальше начинаются мучительные ожидания согласования баком кредита. Как правило, продавец часами сидит в ожидании, иногда вплоть до самого закрытия автосалона. Обычно это делается специально, что бы усыпить бдительность покупателя. Уставший человек теряет внимательность, у него не остается сил препираться, хочется домой, все надоело и т.д. И тут вдруг оказывается, что банк не пропускает кредит именно на выбранный Вами автомобиль или пропускает, но по ставке кредита в 3 раза больше, чем тот на который продавец изначально рассчитывал. Или автомобиль, который покупатель выбрал, не может быть продан по техническим причинам (неисправности). Или в отделении автосалона из которого его должны были привезти, его вдруг случайно продали…. В общем, для покупателя озвучивается любая история, которая делает невозможным приобретение именно данного автомобиля.

Тут же покупателя заверяют, что ничего страшного не произошло, и что ему сейчас могут подобрать примерно такой же, только другой марки, или модели, или чуть дороже. А, если вдруг, покупатель начинает упираться, возмущаться или пытаться отказаться от сделки, ему говорят, что расторгнуть договор нельзя. А как оказывается, за общей суматохой, покупатель уже успел подписать какой-то предварительный договор, сам даже не заметив этого. И по условиям договора, в случае расторжения, покупатель должен оплатить 20% от стоимости автомобиля. А кредитный договор, зачастую, к этому моменту бывает оформлен и деньги уже находятся на счету автосалона. Или ему не вернут автомобиль, сданный в Trade-in, или не отдадут первоначальный взнос…

В общем, покупатель понимает, что он попал в «ловушку» и может остаться вообще без ничего. А тут еще, как назло, все это происходит, прям перед закрытием автосалона, его начинают подгонять и давить на него. Понимая безвыходность своего положения, находясь в вымотанном и уставшем состоянии, покупатель «ломается» под психологическим давлением продавца и начинает идти у него на поводу. Продавец начинает подбирать ему варианты автомобилей, но уже «по-быстрому», из тех которые есть прям здесь и сейчас. Времени на проверку технических характеристик и качества практически нет, покупателю не дают достаточно времени, чтобы хотя бы хорошо осмотреть автомобиль. В общем уже под закрытие автосалона, покупатель, практически не глядя, под давлением, подписывает предоставленные автосалоном документы (в надежде забрать хоть какой-то автомобиль), забирает (по его мнению) более или мене подходящий вариант, и уставший и измученный уезжает домой.

Озарение

Естественно, покупатель не очень рад покупке, это не совсем то, чего он хотел. Но, неприятное «озарение» наступает, как правило, на следующий день.

Во-первых: с восстановлением сил, покупатель начинает понимать, что его просто ввели в заблуждение, изначально, все как у фокусника, это все розыгрыш. Автомобиля, за которым он приезжал в самом начале, не было вообще или его изначально никто и не собирался продавать. А весь этот спектакль был поставлен только для того, что бы покупатель, в конце концов, купил то, что ему с самого начала хотел продать продавец. Обидно? Ну ладно… Пусть не тот который хотел, но тоже вроде не плохой. Но тут возникает – «во-вторых»…

Во-вторых: Отъехав 5 км от дома, у автомобиля вдруг начали проявляться неполадки. Потекло масло, задымился черной копотью двигатель, на компьютере горит предупреждение о неисправности, машину ведет в сторону или плохо срабатывает тормозная система. Может быть масса различных неисправностей. Покупатель заезжает на ближайшую СТОА и там ему сообщают неприятные новости. Оказывается автомобиль в плачевном состоянии, требует ремонта двигатель, коробка, необходима замена ряда механизмов и т.д. Выставляют счет на очень круглую сумму в несколько сотен тысяч рублей и еще сообщают, что, судя по кузову, автомобиль неоднократно участвовал в ДТП. Покупатель в шоке, начинает понимать, как жестоко его обманули, достает подписанные документы на покупку автомобиля, что бы понять, как можно расторгнуть договор, а тут его ожидает «в-третьих»…

В-третьих: Начав изучать документы, по вчерашней сделке купли продажи автомобиля, покупатель обнаруживает, что и цена на автомобиль и сумма кредита по договору, каким то образом изменилась в большую сторону. Он думал, что покупает авто за 1млн 200тыс рублей, а по договору оказалось, что за 1 млн. 600 тыс. рублей. А он вчера второпях все подписал и даже не обратил на это внимания.

И тут до него доходит глобальный размер катастрофы…

Обычно, в этой ситуации, основная масса покупателей, совершает ряд типичных ошибок, которые в будущем могут помешать или вообще сделать невозможным процесс урегулирования данной ситуации. Не обладая специальными юридическими познаниями, покупатель, тем не менее, считает, что может справиться сам и начинает действовать, как считает правильным. А по сути, просто «сотрясая воздух» и еще глубже загоняя свою проблему в разряд «нерешаемых». А продавец, в свою очередь, являясь профессиональным игроком на данном рынке, неоднократно проворачивающий подобные схемы, готов к неразумным и не грамотным действиям покупателя. Более того, он ожидает их, потому что на этот случай подготовлен отдельный сценарий.

Попытка решить вопрос самостоятельно и все вернуть назад

Как один из вариантов, покупатель бежит в банк, с требованием отменить кредит, так как его обманули. Но это не имеет смысла. Банк говорит о том, что он выдал кредит, и более того, по заявлению покупателя перевел его в автосалон, а покупатель получил авто. Поэтому оснований отменить кредит нет, а забрать его у автосалона, вообще не возможно.

Покупатель пытается звонить в автосалон или даже едет туда, так как твердо убежден, что по Закону «О защите прав потребителей» имеет право вернуть любой товар в течение 14 дней. Это частая ошибка, которая может в будущем вообще лишить покупателя возможности урегулировать спор в досудебном порядке. Во-первых, из Закона «О защите прав потребителей» есть исключения, о которых основная масса потребителей мало что знает. Правила по возврату, не распространяются на технически сложные товары (которым является автомобиль) и товары, бывшие в употреблении. Т.е. по этому правилу вернуть авто не получится. Ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" , о которой знает основная масса граждан, предусматривает только обмен товара в течение 14 дней, который не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке…. Это правило к ситуации с автомобилем не относится. Его можно использовать для возврата рубашки, брюк, куртки и т.д. Во-вторых, если покупатель напишет претензию продавцу и будет ее мотивировать данной статьей, то подготовленный продавец с радостью даст ответ, в котором обоснованно откажет в возврате денег, т.к. эта статья не относится к данным правоотношениям. Продавец будет прав, но для покупателя хуже то, что на этом будет окончена возможность досудебного порядка урегулирования спора. А поскольку досудебный порядок проводится только один раз, то следующий шаг это только суд. А суд по этой категории дел – дело долгое и финансово затратное. Поэтому прежде чем обращаться к продавцу с претензией, все-таки лучше проконсультироваться с квалифицированным юристом и воспользоваться его помощью.

Еще один вариант, когда покупатель приезжает в автосалон, требует возврата, а ему говорят, что автомобиль является технически сложным товаром и по Закону «О защите прав потребителей» обмену и возврату не подлежит. «Деньги мы не вернем, а суд у нас Вы никогда не выиграете. Но, во избежание недоразумений, проявляя добрую волю, автосалон готов, в качестве урегулирования спора, выплатить Вам компенсацию, например 30-50тыс рублей». Окончательно сломленный покупатель соглашается, берет деньги, но при этом его заставляют подписать такой документ, что он отказывается от любых претензий. Это очередная уловка продавца. Опять же, такими действиями покупатель ставит себя в такое положение, когда досудебный порядок окончен. Более того, после таких действий, даже судебные перспективы существенно уменьшаются.

Возможно ли что то сделать?

В данной ситуации, прежде всего, нужно понимать, что недобросовестный продавец как раз и специализируется на том, что бы наживаться на юридически неграмотных покупателях. Поэтому силы покупателя и продавца, с юридической точки зрения, изначально не равны.

Такой продавец занимается такими вещами как правило систематически, имеет большой опыт в данном вопросе, знает возможные варианты поведения обманутых покупателей, имеет арсенал возможных вариантов поведения для переубеждения покупателя в случае конфликтной ситуации. Продавец относится к этому хладнокровно, цинично и имеет неплохой штат квалифицированных специалистов готовых грамотно отстаивать правоту автосалона. Кроме того, у продавца на руках есть все документы, подписанные покупателем (договоры, акты приема-передачи и т.д.)

Покупатель же наоборот: сталкивается с этой ситуацией впервые; юридически не грамотен, хотя может возомнить себя юристом причитав в интернете пару статей; находится на эмоциях, что только усугубляет ситуацию и не лучшим образом влияет на правильность принятия решения; изначально находится в невыгодном для себя положении, т.к. его деньги у продавца, а подписанные покупателям договоры подтверждают законность их получения продавцом.

При таком соотношении сил, максимум, чего может добиться покупатель, это дополнительной скидки в 30-50тыс рублей, и то в лучшем случае. Но в этом случае досудебный порядок будет считаться оконченным и возможность урегулирования спора в судебной инстанции так же становится довольно туманной.

Для того, чтобы действия направленные на возврат автомобиль оказались результативными, необходима помощь квалифицированного юриста, который ознакомившись с договорами, составит план необходимых действий и поможет подготовить соответствующие документы.

Для того, чтобы придать проблеме покупателя официальный статус и обозначить серьезность своих намерений, необходимо, прежде всего, подготовить и подать продавцу грамотную досудебную претензию, со ссылками именно на те статьи Законов, которые применимы в данной, конкретной ситуации. В зависимости от ситуации и от условий договора, это могут быть: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", иные нормативно правовые акты.

Также, возможно, стоит подготовить комплект проекта жалоб в правоохранительные органы: МВД, Прокуратура, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба и т.п. Конечно, с помощью одних только жалоб, навряд ли получится урегулировать проблему покупателя, но как средство дополнительного рычага давления на продавца, это имеет место быть. Если, при проведении досудебного порядка, продемонстрировать данные проекты жалоб продавцу, навряд ли он захочет связываться с проверками данных организаций. Это должно сделать его более сговорчивым. Ведь зачастую, в подобных ситуациях, просматриваются признаки ст.159 УК РФ «Мошенничество», а так же признаки ряда иных статей Уголовного Кодекса РФ. Отношения в данной сфере регулируются Законом «О защите прав потребителей», а контроль, за соблюдения законности в этой сфере возложен на Роспотребнадзор и Прокуратуру. Ну а оформление приема оплаты за автомобиль, зачастую происходит не правильно, с целью уклонения от налогообложения, что делает данную ситуацию подконтрольной для ФНС.

Ввод потребителя в заблуждение, предоставление не полной и не достоверной информации о товаре, неприменение РККА, завышение цены, обман покупателя – вот далеко не полный перечень нарушений со стороны продавца в данной ситуации.

Подготовленная претензия подается продавцу «нарочно», в двух экземплярах. На экземпляре покупателя, продавец должен поставить печать, дату, подпись, ФИО и должность лица принявшего претензию. В случае если продавец отказывается принимать претензию, ее стоит направит Почтой России заказным письмом на юридический адрес. После получения претензии у продавца есть 10 дней, на урегулирования спора в досудебном порядке.

При правильном подходе, в течение 10 дней, продавец приглашает покупателя для подписания акта о расторжении договора или дополнительного соглашения к договору (в случае если будет достигнута договоренность любая другая, кроме расторжения). В акте прописывается: сколько денег, в течение какого срока и на какой счет обязуется вернуть продавец и каким образом и в какой срок возвращает автомобиль покупатель.

После возвращения денег и автомобиля, нужно взять справку в банке о погашении кредита (если деньги были кредитные) и на этом можно считать проблему закрытой.

Естественно, для решения данной проблемы нужно обладать специальными знаниями в области юриспруденции, поэтому, чтобы не «наломать дров» стоит обратиться к юристу. Это сэкономит время, нервы, расходы и даст возможность не ввязываться в долгий судебный процесс с сомнительными перспективами, а урегулировать спор в досудебном порядке. По нашей статистике, при правильном подходе, порядка 80% споров решаются именно в досудебном порядке.

На самом деле, автосалон тоже заинтересован в урегулировании спора в досудебном порядке (если конечно он видит серьезность и аргументированность намерений покупателя). Потому что, в случае судебного разбирательства, продавцу, не удовлетворившему требования покупателя в досудебном порядке, выставляется так же штраф, в размере 50% от стоимости автомобиля, неустойка, из расчета 1% в день, моральный вред и стоимость затрат на юридические расходы.

Наша компания имеет богатый положительный опыт в решении подобных проблем с автосалонами, как в досудебном, так и в судебном порядке. Наши сотрудники разрешили большое количество подобных дел, и в случае необходимости могут помочь Вам в разрешении спора либо подготовить необходимый пакет документов.
Made on
Tilda